Земельные споры Жоржа Милославского в Кемской волости

Река Таз

Святые Русского Севера

Что же представлял собой этот «украсно украшенный» город? В нем имелись деревянная крепость-кремль, крепостная стена, посад, кладбище, три церкви, гостинный двор, «государевы житницы». Мангазея не отличалась от других рубленных средневековых городов поморского Севера. В этот приполярный край поморы принесли и память о святых Русского Севера: Прокопии Устюжском, Соловецких чудотворцах, митрополите Филиппе. Одна из церквей была возведена в честь почитаемых на Севере Михаила Малеина и Макария Желтоводского. Почитаемый по всему Поморью Николай Чудотворец имел свой придел в соборной Троицкой церкви. Был здесь и свой святой – Василий Мангазейский, который считался покровителем промышленного люда.

Церкви и другие постройки стояли на вечной мерзлоте, поэтому фундаменты зданий укреплялись на слое замороженной строительной щепы.

Образование названия Мангазея

Слово Мангазея долгое время обозначало легендарный город, который называли «златокипящим». Что такое Мангазея, как появилось это слово? Учёные-этнографы предполагают, что название Мангазея произошло от имени князя Маказея (Монгкаси) – предводителя местного племени самоедов, так русские первопроходцы называли местных жителей – ненцев, энцев и селькупов, которые в голодное время поедали своих соплеменников. Есть мнение, что слово Мангазея произошло от старинного названия реки Таз. Другая версия говорит о том, что название произошло от племени молгонзеев, так в прошлом называли современных энцев.

Следующая ступень освоения Сибири

В 1627 году русские пробились ещё восточнее —  к устью Лены. Причём через полуостров Ямал, уходивший далеко в ледовые поля, был проложен маршрут по рекам и переволокам. Это был серьёзный рывок: Лена, в отличие от порожистого Енисея, судоходна на всём протяжении вплоть до самого озера Байкал.

Там обитали буряты, которых русские называли «браты», «братские люди» — отсюда название города Братск. С этим народом у русских сложились наилучшие отношения: казаки охотно женились на бурятских красавицах, а лихие бурятские конники с удовольствием шли на царскую службу.

На Лене возникли новые центры: Усть-Кут, Якутск. Часто корабельные мастера присутствовали в составе экспедиций и при необходимости сухопутное путешествие превращалось в морское или речное.

Кстати, русские всегда сохраняли даже местную топонимику, относясь к обитателям Сибири с искренним уважением: ни одного «Нового Устюга» или «Новой Москвы» здесь не возникло.

« Какие нацменьшинства живут на Украине

Златокипящая

В городе завершался путь купеческих караванов из Европы в Сибирь. Эта трасса и получила название Мангазейского морского хода, старинная арктическая дорога связывала Поморье (Белое море) с Енисеем. В 1616 году в «златокипящие» края был проложен ещё один маршрут. Архангелогородцы через пролив Югорский Шар вышли в Карское море и по реке Мутной, протекающей через полуостров Ямал, вышли в Обскую губу. Мангазея стала и притягательным центром, куда спешили крестьяне со всей Руси. Здесь они искали свободы и возможности разбогатеть на соболином промысле.

Да и казна выиграла от создания города. Уже через 10 лет после основания в Мангазею стекался ясак не только от местных племён самоедов (ненцев) и остяко-самоедов (селькупов), но и от енисейских остяков и тунгусов (эвенков).

Город развивался очень бойко. Здесь торговые люди чувствовали себя привольно и активно действовали как зимой, так и летом. Товаров и денег было в изобилии, что позволяло вести активное строительство. Все постройки в городе возводились добротно, с перспективой на рост торговли. Слухи о богатствах Мангазеи быстро разлетелись по всей Руси. Именно это и позволило городу получить ещё и славу «златокипящей». Деньги помогали развивать город, они же были и причиной многих конфликтов. Например, в 1630 году на финансовой почве два мангазейских воеводы устроили между собой разборки, переросшие в артиллерийскую дуэль, в результате которой был даже разрушен гостиный двор.

От Борецкой до Салингена

А ведь прав был Жорж Милославский! Негоже было самозванцу казенные земли отдавать, потому что они по праву России принадлежали уже во времена Иоанна Васильевича.

История вопроса такова.

На севере Карелии протекает река Кемь, крупнейшая озерно-речная система Республики Карелия, бассейн Белого моря. Выход река имеет к Кемской губе того же Белого моря. Нынешний административный центр здесь и сейчас носит название Кемь.

Река Кемь. Рисунок Ивана Билибина. 1900-е

Исконно это были новгородские земли. Богатая и знатная новгородская семья Борецких владела Кемью. Конкретно эта территория принадлежала легендарной Марфе-посаднице, Марфе Борецкой, супруге новгородского посадника, противнице Москвы. В середине XV века Марфа пожаловала Кемскую волость Соловецкому монастырю. Когда Москва взяла Новгород под контроль, волость вместе со всеми новгородскими землями вошла в состав Московского княжества.

При судебной реформе Ивана Грозного (1562 год) сюда была дана «грамота Кемской и Шуерецкой волостям о выборе волостных судей». В то время, по свидетельству немца Ге Штадена, на реке Кеми стоял «большой незащищенный посад».

К XV веку Кемь стала крупным центром края. Город расширял хозяйственную и торговую деятельность, что не осталось без внимания иноземцев. В то время как раз развивался Северный морской путь, и голландец Симон-ван-Салинген, конкурируя с англичанами, поспешил основать торговые конторы в Кеми, Суме и Шуе. К кемским причалам потянулись норвежские и английские промысловые и торговые суда.

2

Соловки укрепляют Кемь, Кемь укрепляет Россию

Богатый и экономически развитый Соловецкий монастырь в 1657 году выстроил в приграничной Кемской волости двухэтажный острог, вооружив его защитников пищалями и пушками. Вместе с Сумским и Кольским острогами Кемская крепость стала могучим звеном в цепи укреплений северных границ Российского государства.

С 1704 года по 1711 год Кемский острог был в ведении государственной казны. Потом опять отошел Соловецкому монастырю.

В 1749 и 1763 годах волость затапливали наводнения. И люди, и хозяйство серьезно пострадали.

В 1780 году Кемская волость вошла в состав Онежского уезда Архангельской губернии Вологодского наместничества. С 1784 года перешла в Архангельское наместничество.

Именным указом от 16 мая 1785 года из северной части Повенецкого уезда и северо-западных волостей Онежского уезда Архангельского наместничества был образован Кемский уезд, который вошел в Олонецкое наместничество.

4

Примечания[править | править код]

  1. ↑ , с. 54—55.
  2. Пестов И. С. Записки о Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 года. — М.: Унив. тип., 1833. — С. 197.
  3. .
  4. , с. 420.
  5. Румынская, М. Н. . Санкт-Петербургский институт истории РАН. Дата обращения: 24 июля 2020.
  6. Любименко И. И. Английский проект 1612 г. о подчинении русского севера протекторату короля Иакова I // Научный исторический журнал. — СПб., 1914. — № 5. — С. 1—16.
  7. Лабутина, Т. Л. Англичане в допетровской России. — СПб.: Алетейя, 2011.
  8. Виргинский, В. С. Проект превращения северо-восточной России в английскую колонию в XVII веке // Исторический журнал. — М., 1940.
  9. Dunning, Ch. A Letter to James I Concerning the English Plan for Military Intervention in Russia (англ.) // The Slavonic and East European Review. — Lnd., 1989. — Vol. 67, no. L. — P. 95.
  10. . Дата обращения: 3 февраля 2013.
  11. ↑ . Дата обращения: 30 июня 2012.
  12. Пармузин Ю. П. Средняя Сибирь. Очерк природы. — Москва: Мысль, 1964. — Иллюстрации. Карты. 312 с. — тираж 3000 экз. — С. 5—6.
  13. ↑ , с. 55.
  14. , с. 56—57.
  15. . Дата обращения: 28 октября 2013.
  16. , с. 56.

Закат Мангазеи

Правительство царя Михаила Фёдоровича обнаружило, что голландские и английские купцы всё же нашли способ получать пушнину, не внося налога в русскую казну. Они крейсировали по Белому морю, встречали там суда, идущие из Мангазеи и скупали меха, минуя таможню.

Это явление принимало массовый характер, вдобавок стало известно, что в Холмогорах и Архангельске иностранцы настойчиво выспрашивали поморов о маршруте. Были зафиксированы всё новые их попытки проложить туда дорогу.  Царское правительство было в курсе разбойничьего поведения европейцев в Индийском океане и совершенно не хотело, чтобы то же самое повторилось в Сибири.

Не желая прямого конфликта с европейскими купцами, в 1627 году было принять единственно верное решение. Правительство запретило пользование Мангазейским морским путём под страхом смертной казни. К этому времени уже было известно о существовании крупной реки Лена, и правительство поручило землепроходцам найти и проложить этот маршрут. Так город Мангазея утратил своё значение.

Литература

  • Белов М. И.
    Мангазея: Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. Ч. 1-2. М., 1981.
  • Белов М. И.
    Пинежский летописец о разведочном походе поморов в Мангазею (конец XVI в.) //Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 279-285.
  • Белов М. И. , Овсянников О. В., Старков В. Ф.
    Мангазея. Мангазейский морской ход. Ч.1. Л., 1980. 163 с.
  • Буцинский П. Н.
    Сочинения. Т. 2. Мангазея. Сургут, Нарым и Кетск. Тюмень, 2000. 267 с.
  • Бычков А. А.
    «Исконно русская земля Сибирь». М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2006. 318 с. – ISBN 5-271-14047-4
  • Вершинин Е. В.
    О соотнесении данных письменных источников и археологии при раскопках Мангазеи //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 14-18.
  • Визгалов Г. П.
    Русское посадское домостроение на севере Западной Сибири в XVII веке (по материалам новых исследований Мангазеи) //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 19-25.
  • Косинцев П. А., Лобанова Т. В., Визгалов Г. П.
    Историко-экологические исследования в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 36-39.
  • Липатов В. М.
    Легенды и быль о Василии Мангазейском //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 40-43.
  • Никитин Н. И.
    Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. М.: Наука, 1987. 173 с.
  • Никитин Н. И.
    Освоение русскими Сибири в XVII веке. М.: Просвещение, 1990. 144 с. – ISBN 5-09-002832-X
  • Пархимович С. Г.
    Магические строительные обряды в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 47-53.
  • Пархимович С. Г.
    Новые исследования Мангазейского городища //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. Тюмень, 2006. С. 159-167. – ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г.
    Воеводы и письменные головы Мангазеи первой половины XVII века (Новые материалы) //Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. 4. Тюмень, 2001. С. 16-19.
  • Полетаев А.В.
    Осень Мангазеи (Два документа по истории «старой» Мангазеи)
  • Portal R.
    La Russes en Sibérie au XVII siècle // Revue d’histoire moderne et contemporaine. 1958. Janvier-Mars. P. 5-38. Рус. пер.: Порталь Роже. Русские в Сибири в XVII веке

Первый русский заполярный город

Золото и Мангазея:

Город богател год от года. Богатство ему приносили охотничий промысел и торговля соболиными шкурками, которую ещё называли «золотой рухлядью». Большую часть охотников, стекающихся в Мангазею со всего края, составляли аборигены.

торговля Мангазея и Ясак

Роль денег здесь выполняли меховые шкурки. Их обменивали на соль, алкоголь, муку, крупы, одежду, хозяйственную утварь. Продавая пушнину в Европе или России, купцы получали баснословные прибыли. Ясак так же платили шкурками, это  своеобразный на то время налог.

Особым спросом в Мангазее пользовались изделия из металла, сбруя, седла для лошадей. Поэтому много в городе было ремесленного люда. Кроме этого, процветало судоходство, рыбная ловля, разведение мясного скота. Город жил своей жизнью, не подозревая о том, что вскоре он будет подвергнут забвению.

Литература

Книги

  • Белов М. И. Раскопки «златокипящей» Мангазеи. Публичные
    лекции, прочитанные в лектории им.
    Ю. М. Шокальского. — Л.: Изд-во Географического
    общества СССР, 1970. — 40 с.
  • Белов М. И. Мангазея: Материальная культура русских
    полярных мореходов и землепроходцев XVI—XVII вв. — Ч.
    1-2. — М., 1981.
  • Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея.
    Мангазейский морской ход. — Ч.1. — Л., 1980. — 163
    с.
  • Бычков А. А. «Исконно русская земля Сибирь». — М.:
    Олимп: АСТ: Астрель, 2006. — 318 с. — (Историческая
    библиотека). — ISBN 5-271-14047-4.
  • Дьяконов М. А. Путешествия в полярные страны. — Л.:
    Изд-во Всесоюзного Арктического ин-та, 1933. — 208 с. —
    (Полярная библиотека).
  • Дьяконов М. А. История экспедиций в полярные
    страны. — Архангельск: Архангельское обл. изд-во, 1938. —
    487 с.
  • Елегечев И.З. Мангазея: Роман. – Воронеж, 1982.
  • Кушелевский Ю. И. Северный полюс и земля Ялмал. Путевые
    записки. — СПб.: Тип. М. В. Д., 1868. — 155 с.
  • Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века: Начало
    освоения Сибири русскими людьми. — М.: Наука, 1987. — 173
    с.
  • Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII веке. — М.:
    Просвещение, 1990. — 144 с. — ISBN 5-09-002832-X.
  • Обручев С. В. Таинственные истории. — М. Мысль,
    1973. — 108 с.
  • Пасецкий В. М.. Арктические путешествия россиян. —
    М.: Мысль, 1974. — 230 с.: ил.
  • Пасецкий В. М. Русские открытия в Арктике. — Часть
    1. — СПб.: Адмиралтейство, 2000. — 606 с.: ил. —
    (Золотое наследие России).
  • Ципоруха М. И. Покорение Сибири. От Ермака до
    Беринга. — М.: Вече, 2013. — 368 с. — (Моя
    Сибирь). — ISBN 978-5-4444-1008-0.

Статьи

  • Бахрушин С. В. Мангазейская мирская община в
    XVII в. // Бахрушин С. В. Научные труды. Т. III. М.:
    Изд-во АН СССР, 1955.
  • Белов М. И. Пинежский летописец о разведочном походе
    поморов в Мангазею (конец XVI в.) //Рукописное наследие
    Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. — Л.,
    1972. — С. 279—285.
  • Буцинский П. Н. К истории
    Сибири: Мангазея и мангазейский уезд (1601 г.—1645
    г.) (рус.) // Записки Императорского
    Харьковского университета : журнал. — Харьков,
    1893. — Вып. I. —
    С. 33-98.
  • Васильев
    В. И.
    Энцы // Народы России: энциклопедия / Гл. ред.
    В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия,
    1994. — 479 с. — ISBN 5-85270-082-7. —
    С. 420—421.
  • Вершинин Е. В. О соотнесении данных письменных
    источников и археологии при раскопках Мангазеи //Русские. Материалы
    VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной
    Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). — Тобольск,
    2004. — С. 14-18.
  • Визгалов Г. П. Русское посадское домостроение на севере
    Западной Сибири в XVII веке (по материалам новых исследований
    Мангазеи) //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума
    «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря
    2004 г., г. Тобольск). — Тобольск, 2004. — С.
    19-25.
  • Косинцев П. А., Лобанова Т. В., Визгалов Г. П.
    Историко-экологические исследования в Мангазее //Русские. Материалы
    VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной
    Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). — Тобольск,
    2004. — С. 36-39.
  • Липатов В. М. Легенды и быль о Василии Мангазейском
    //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное
    наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г.
    Тобольск). — Тобольск, 2004. — С. 40-43.
  • Пархимович С. Г. Магические строительные обряды в
    Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума
    «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря
    2004 г., г. Тобольск). — Тобольск, 2004. — С.
    47-53.
  • Пархимович С. Г. Новые исследования Мангазейского
    городища //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного
    краеведческого музея: 2005. — Вып. 19. — Тюмень,
    2006. — С. 159—167. — ISBN 5-88081-556-0

Золотая Мангазея

Чем же богатела Мангазея, что такое особенное было в этом городе? Промыслом и торговлей золотой рухлядью, так называли шкурки пушных зверей, которые во множестве водились в округе. Со всего Тазовского края стекались сюда охотники, большую часть которых составляли аборигены. Здесь шла при которой роль денег выполняли шкуры пушных зверей, особенно высоко ценился соболиный мех.

Купцы везли товары первой необходимости, в основном соль, муку, другие продукты, одежду и хозяйственную утварь, которую обменивали на мех. Высоко ценились и изделия из металла, поэтому основную часть жителей посада составляли ремесленники. Процветали рыбоводство, скотоводство, было развито судоходство.

Ссылки

  • «Златокипящая» Мангазея (статья на сайте Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского)
  • «Златокипящая» Мангазея (статья на сайте «История в историях»)
  • П. Н. Буцинский К истории Сибири. Мангазея и мангазейский уезд (1601 г.-1645 г.).

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Мангазея была первым русским заполярным городом, построенным на севере Западной Сибири. Этот город называли «златокипящей вотчиной», сюда стремились за непростым русским северным счастьем, которое строилось на труде и взимовыручке.

Великое продвижение русского народа в Сибирь окутано тайнами и легендами. Освоение Сибири – подвиг русских людей, перед которым бледнеют предприятия «разных Кортецов и Пизаров» в Америке. Одна из таких тайн связана с легендарной Мангазеей, сказочным городом, в котором жили предприимчивые поморы, отважные мореходы и землепроходцы, открывшие миру самый северный полуостров Евразии – Таймырский. В конце XV и начале XVI вв. Сибирь активно осваивалась «неутомимыми трудами нашего нашего народа». И, как справедливо заметил М.В. Ломоносов, «поморские жители с Двины и из других мест, что около Белого моря, главное имеют участие».

В ходе движения поморов «встречь солнца» (на восток) на территории Сибири появляются постоянные селения – деревянные «крепостицы», зимовья и остроги. одним из первых таких городских поселений была Мангазея, построенная в низовьях реки Таза. Она стала первым заполярным морским и речным портом Сибири. И вел в нее Мангазейский морской ход. Так называли в те далекие времена первую арктическую магистраль, связывающее Белое и Баренцево моря с Карским.

Святые Русского Севера

Что же представлял собой этот «украсно украшенный» город? В нем имелись деревянная крепость-кремль, крепостная стена, посад, кладбище, три церкви, гостинный двор, «государевы житницы». Мангазея не отличалась от других рубленных средневековых городов поморского Севера. В этот приполярный край поморы принесли и память о святых Русского Севера: Прокопии Устюжском, Соловецких чудотворцах, митрополите Филиппе. Одна из церквей была возведена в честь почитаемых на Севере Михаила Малеина и Макария Желтоводского. Почитаемый по всему Поморью Николай Чудотворец имел свой придел в соборной Троицкой церкви. Был здесь и свой святой – Василий Мангазейский, который считался покровителем промышленного люда.

Церкви и другие постройки стояли на вечной мерзлоте, поэтому фундаменты зданий укреплялись на слое замороженной строительной щепы.

Мир

Мангазейская община («мир») отличалась от земских миров на родине поморов тем, что она объединяла не территорию, не волость и не уезд с постоянным населением, а тех торговых и промышленных людей, которые оказались в «златокипящей вотчине». Кто попадал в Мангазею становился своим. Суровый быт сплачивал людей.

Сведения о Мангазее очень отрывчатые, и больше покрыты тайной. Существовала и летопись Мангазеи, но пропала. Богатый город как быстро появился, так быстро и исчез. Его существование продлилось не более семидесяти лет. До конца не понятны причины, почему люди ушли отсюда в Новую Мангазею – Туруханск. Она как сказочный град Китеж исчезла, но сохранилась в памяти народной как край сказочного богатства, где сбываются мечты.

Нынешняя «Кемска волость»

В XVIII веке Кемская волость, тогда уже давно — уезд, стала центром рыболовства. В XIX веке — лесосплава. В 1927 году был образован Кемский район. Эти годы накрепко связали земли с ГУЛАГом: в двадцатых Кемь стала пересыльным местом на пути арестантов в СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения, а в городе Кемь располагалось управление этим лагерем (УСЛОН).

В 1964 году район был объединен с городом Кемь в муниципальное образование.

Что сегодня представляет собой Кемский район? Город Кемь — порт на берегу Белого моря. Большая часть территории района покрыта лесом. С севера на юг здесь проходит автомобильная трасса федерального значения Е105 «Кола» и железная дорога Санкт-Петербург — Мурманск, с востока на запад — региональная автодорога 86К-3 Кемь — Калевала — Лонка.

Фото Красный/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0

Население муниципального образования насчитывало на 2019 год около 15000 человек. Из них более 70% живут в городе Кеми.

Основные отрасли производства в районе — лесозаготовка, деревообработка, добыча строительного камня, производство щебня, рыбоводство и энергетика (в районе расположены четыре ГЭС).

5

Краткое описание

Место, где располагался город, лежит в Западно-Сибирской
низменности около 180 км вверх по течению реки Таз к югу от её
впадения в Северный Ледовитый океан.


Vkontakte User @ Vkontakte

Название города, предположительно, происходит или от имени
самодийского князя Маказея (Монгкаси), или от старинного названия
реки Таз.

В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех
незнаемых на восточной стране и о языцех розных» конца XV —
начала XVI века, встречающемся в рукописях с XVI по XVIII века и
представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских
народов, живущих за «Югорской землей», сообщается:


Vkontakte User @ Vkontakte

По мнению этнографа В. И. Васильева, «молгонзеями» в этом
источнике называют современный самодийский народ энцы, по названию
энецкого рода Монгкаси


Лапоть @ WikiCommons

В 1560 году английский дипломат и представитель Московской
компании Антоний Дженкинсон, проникнув в присоединённое незадолго
до этого к России Поволжье, сумел достичь Бухары. В 1562 году он
опубликовал в Лондоне «Карту России, Московии и Тартарии», на
которой указал уже название местности «Молгомзея».

По мнению историка Н. И. Никитина, название
молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон —
«крайний, конечный» — и обозначает «окраинный народ».


Vasyatka1 @ WikiCommons

После того как город был оставлен и прекратил своё
существование, в местных языках городище теперь носит название
«Тагаревы хард», что означает «Разломанный город».


Vasyatka1 @ WikiCommons

История изучения

Планомерное научное изучение Мангазеи началось в 1862—1863
годах, когда экспедиция Ю. И. Кушелевского на шхуне «Таз»
прибыла на эти земли, чтобы установить границы средневекового
городища. Хотя экспедиции и не удалось полностью решить свою
задачу, ею было более-менее точно определено место будущих
раскопок.

Первым, кто обнаружил, задокументировал точное местоположение
заброшенного города и сделал краткое его описание, был российский
путешественник В. О. Маркграф. В 1900 году, совершая
поездку по рекам Енисею, Оби и Уралу, он обследовал городище и
отписал о своей находке в Российское географическое общество.
Следующая попытка исследовать легендарный город была предпринята в
1914 году томским биологом И. Н. Шутовым, который также
обследовал городище и собрал небольшую коллекцию из обнаруженных на
поверхности предметов.

В ходе более планомерных советских экспедиций 1927 и 1946 годов
был детально изучен рельеф городища и составлен его первый план.
Исследования 1946 года проводил российский археолог
В. Н. Чернецов, но раскопки осуществлялись недолго и в
сентябре были свёрнуты.

Летом 1964 года Мангазею посетила группа энтузиастов, в которую
входил писатель Борис Лиханов. В последующие несколько лет эти
экспедиции продолжались и обнаружили в окрестностях бывшей Мангазеи
следы древних поселений.

Полномасштабное научно-археологическое изучение Мангазеи
началось летом 1968 года с прибытия на место комплексной
историко-археологической и физико-географической экспедиции АН
СССР. В 1968—1970 годах, затем — в 1973 году здесь проводились
археологические исследования под руководством профессора, доктора
исторических наук М. И. Белова.

19-20 августа 1967 года путешественник и потомственный помор
Дмитрий Буторин и писатель Михаил Скороходов повторили на карбасе
«Щелья» торговый путь купцов XVII века («Мангазейский ход» –
Северный морской путь) из Архангельска в Мангазею.

Литература[править | править код]

Книгиправить | править код

  • Белов М. И. Мангазея. — Л.: Гидрометеоиздат, 1969. — 128 с. — 37 000 экз.
  • Белов М. И. Раскопки «златокипящей» Мангазеи: Публичные лекции, прочитанные в лектории им. Ю. М. Шокальского. — Л.: Изд-во Географического общества СССР, 1970. — 40 с.
  • Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея: Мангазейский морской ход. Ч. 1. — Л.: Гидрометеоиздат, 1980. — 164 с. — 3350 экз.
  • Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея: Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI—XVII вв. Ч. 1-2. — Л.: Наука, 1981. — 148 с. — 2700 экз.
  • Бычков А. А. «Исконно русская» земля Сибирь. — М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2006. — 318 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 5-271-14047-4.
  • Дьяконов М. А. Путешествия в полярные страны. — Л.: Изд-во Всесоюзного Арктического ин-та, 1933. — 208 с. — (Полярная библиотека).
  • Дьяконов М. А. История экспедиций в полярные страны. — Архангельск: Архангельское обл. изд-во, 1938. — 487 с.
  • Кушелевский Ю. И. Северный полюс и земля Ялмал. Путевые записки. — СПб.: Тип. М. В. Д., 1868. — 155 с.
  • Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. — М.: Наука, 1987. — 176 с. — (Страницы истории нашей Родины). — 50 000 экз.
  • Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII веке. — М.: Просвещение, 1990. — 144 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-09-002832-X.
  • Обручев С. В. Таинственные истории. — М. Мысль, 1973. — 108 с.
  • Пасецкий В. М.. Арктические путешествия россиян. — М.: Мысль, 1974. — 230 с.: ил.
  • Пасецкий В. М. Русские открытия в Арктике. — Часть 1. — СПб.: Адмиралтейство, 2000. — 606 с.: ил. — (Золотое наследие России).
  • Ципоруха М. И. Покорение Сибири: От Ермака до Беринга. — М.: Вече, 2013. — 368 с. — (Моя Сибирь). — ISBN 978-5-4444-1008-0.

Художественная:

Елегечев И. З. Мангазея: Роман / Худож. Ю. А. Зибров. — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1982. — 278 с.

Статьиправить | править код

  • Бахрушин С. В. Мангазейская мирская община в XVII в. // Бахрушин С. В. Научные труды. Т. III. М.: Изд-во АН СССР, 1955.
  • Белов М. И. Пинежский летописец о разведочном походе поморов в Мангазею (конец XVI в.) //Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. — Л., 1972. — С. 279—285.
  • Буцинский П. Н. К истории Сибири: Мангазея и мангазейский уезд (1601 г.—1645 г.) // Записки Императорского Харьковского университета : журнал. — Харьков, 1893. — Вып. I. — С. 33—98.
  • Васильев В. И. Энцы // Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 420—421. — 479 с. — ISBN 5-85270-082-7.
  • Вершинин Е. В. О соотнесении данных письменных источников и археологии при раскопках Мангазеи //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). — Тобольск, 2004. — С. 14-18.
  • Визгалов Г. П. Русское посадское домостроение на севере Западной Сибири в XVII веке (по материалам новых исследований Мангазеи) //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). — Тобольск, 2004. — С. 19-25.
  • Косинцев П. А., Лобанова Т. В., Визгалов Г. П. Историко-экологические исследования в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). — Тобольск, 2004. — С. 36-39.
  • Липатов В. М. Легенды и быль о Василии Мангазейском //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). — Тобольск, 2004. — С. 40-43.
  • Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири / Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. — М.: Профиздат, 1983. — С. 54—57. — 145 с.
  • Пархимович С. Г. Магические строительные обряды в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). — Тобольск, 2004. — С. 47-53.
  • Пархимович С. Г. Новые исследования Мангазейского городища //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. — Вып. 19. — Тюмень, 2006. — С. 159—167. — ISBN 5-88081-556-0
  • Пикуль В.С. Исторические миниатюры, Мангазея златокипящая. Издательство: АСТ, Вече, ISBN: 5-17-010666-1, 2002 г.

Центр русской Сибири

Мангазея стала процветающим городом. В 1607 году были построены укрепления: деревянная крепость с пятью башнями, а также воеводский двор, церковь, ремесленные мастерские. Население достигло 2000 человек.

Отсюда в европейскую часть России отправлялось порядка 100 тысяч соболиных шкурок в год. Об этом месте ходили легенды среди английских и голландских купцов – конечно, им хотелось сюда попасть и торговать без участия российской налоговой системы, но их корабли были плохо приспособлены для плавания в полярных широтах, а маршрут был сложным, включающим также реку Таз с множеством рукавов и опасных мелей.

Rate article